Почему в одних библиотеках людей всегда полно, а в других пустота? Библиотекари об этом нередко говорят и мнения высказывают самые разные. В исследовании, проведённом недавно Российской государственной библиотекой для молодёжи, эта проблема тоже затронута — наряду с другими, анализ которых позволяет получить некоторое представление о библиотечном обслуживании молодёжи в России.
Понятно, что основными держателями разнообразной информации о библиотечно-библиографическом обслуживании населения различных регионов России (в том числе и молодых людей) являются региональные библиотеки — как научные, так и специализированные молодёжные, юношеские, детско-юношеские (там, где они есть).
Именно в эти библиотеки мы разослали бланки со своими вопросами. Один из них звучал так: «Если молодые люди посещают библиотеки региона недостаточно активно, то почему?».
Отметим, что сотрудники некоторых региональных библиотек «распространяли» этот вопрос на внутренних и выездных курсах, семинарах и т. п., так что среди ответивших оказались также работники более мелких библиотек.
Респонденты выбирали обычно несколько вариантов ответа, а некоторые подчёркивали все или почти все варианты.
В целом был получен такой результат.
Нет или недостаточно новых книг и периодики
|
69,8
|
С библиотеками успешно конкурирует интернет
|
68,7
|
Преподаватели не ориентируют на занятия в библиотеках
|
51,5
|
Плохие, недостаточно комфортные помещения
|
48,5
|
Мало современной техники
|
46,5
|
Нет или недостаточно электронных ресурсов
|
43,4
|
Нет вайфая, условий для его легального использования
|
39,4
|
Есть много других, лучших мест проведения досуга
|
38,4
|
В книжных магазинах гораздо больше литературы
|
33,3
|
Плохая реклама
|
31,3
|
Нет интернета, он плохой, мало доступен
|
26,3
|
Нет интересных для молодёжи библиотечных мероприятий
|
15,2
|
Молодых не устраивает персонал библиотек
|
10,1
|
Итак, важнейшими факторами, препятствующими приходу молодых пользователей, библиотекари считают отсутствие новинок (печатных, заметим, изданий) и конкуренцию со стороны сети Интернет. Каждый третий отметил также конкуренцию книжных магазинов. То есть наши респонденты достаточно ясно видят ситуацию: их фонды проигрывают «на поле» традиционных носителей информации, при том, что сами эти носители во многих случаях проигрывают электронным.
А на третьем месте оказалась «вина» преподавателей. Меня, признаюсь, очень удивил этот факт: я считаю подобные «обиды» и «обвинения» со стороны библиотекарей не слишком правомерными. Но высказав своё мнение на совещании директоров специализированных библиотек, я столкнулась с тем, что большинство не готовы были принять мою точку зрения.
Они настаивали, что преподаватели ориентируют учащихся исключительно или почти исключительно на Интернет, не напоминая о возможностях и преимуществах библиотек. И это, очевидно, справедливо. Но ведь такой взгляд свидетельствует о восприятии специалистами своих (публичных!) библиотек прежде всего как мест для подготовки к учебным занятиям.
Правда, тех, кто считает библиотеку не самым лучшим местом для досуга, тоже немало, то есть необходимость её (библиотеки) таковым местом быть ими всё-таки осознаётся…
Очень значимые факторы, объясняющие, по мнению наших респондентов, малую или нулевую активность молодых, — некомфортность библиотеки, её несовременность, неиспользование или слабое использование электронных технологий. Здесь библиотекари также вполне адекватно оценивают ситуацию. Они, конечно, ею недовольны, возмущены и расстроены — и при этом ничего или почти ничего не могут сделать, не от них это зависит.
Нельзя не обратить внимания и на ответы, добавленные некоторыми респондентами к нашему списку: «нет финансирования библиотек на проекты и зарплату», «нет библиотек в стратегиях развития культуры», «такая странная оптимизация».
Говорится здесь и о потере интереса к чтению, и о низком уровне информационной культуры в обществе». Несколько человек отмечают, что уменьшается само количество молодёжи: она уезжает из посёлков и сёл — прежде всего потому, что нет работы.
Надо признаться, что в предложенном нами списке лишь два из возможных 13 вариантов ответа указывают на «внутренние» факторы: интересность мероприятий и адекватность персонала. (В некоторой степени можно отнести сюда и рекламу, если о себе говорят сами сотрудники). В принципе, такой набор логичен: большинство факторов, определяющих ситуацию в библиотеках, внешние, и прежде всего экономические. Тем не менее, характерно, что оба ответа, описывающих то, что зависит от самих библиотекарей, оказались в конце списка и собрали совсем уж небольшое количество голосов.
Автор: Маргарита Самохина
Источник: gazeta.rgub.ru |